Руководство по проектированию инженерных образовательных программ  


В руководстве представлены описание и сравнение требований к результатам обучения программ второго уровня, используемых в документах Болонского процесса (Структура квалификации в ЕПВО и ЕРК), критерии аккредитации программ подготовки специалистов в области техники и технологий (для программ второго уровня), а также обсуждается сопоставимость требований ФГОС ВПО РФ и стандартов EUR-ACE. Вторая часть руководства содержит методику проектирования образовательной программы, описание основных этапов ее разработки, рекомендации по определению целей образовательной программы, планируемых результатов обучения и распределения кредитов по планируемым результатам обучения по программе / модулям на основе требований ФГОС ВПО РФ и стандартов EUR-ACE. Методические рекомендации сопровождаются примерами. Первая версия руководства была опубликована весной 2011 года в ходе подготовки обучающих семинаров для преподавателей. Руководство было доработано и корректировалось в процессе выполнения проекта с учетом замечаний и дополнений, возникающих как в ходе апробирования методики в российских вузах при разработке новых программ, так и их последующей реализации и оценки на соответствие стандартам EUR-ACE со стороны ENAEE.

Текущая версия (вторая и итоговая) содержит примеры формулирования концепции, целей, результатов обучения и других элементов образовательной программы, взятые из реальной магистерской программы, разработанной в ходе реализации проекта. Помимо иллюстрирующих примеров Руководство включает список сокращений и глоссарий, содержащий термины, которые относятся к проектированию и аккредитации образовательных программ в области техники и технологий.

Авторы выражают признательность всем тем, кто принял участие в реализации проекта и многочисленных дискуссиях на семинарах и конференциях, без чьих советов нам бы не удалось успешно достичь целей проекта. Мы благодарны Urbano Dominguez Garrido (University of Valladolid), Erik de Graaff (Aalborg University), Iacint Manoliu (Technical University of Civil Engineering of Bucharest), Giuliano Augusti (ENAEE) and Pranas Žiliukas (Kaunas University of Technology) за их плодотворное участие на различных этапах проекта и вклад в разделы руководства. Особую благодарность выражаем коллективам преподавателей трех российских вузов-участников проекта, которым, в первую очередь, адресовано это руководство, которые ему следовали в ходе работы, являлись его первыми «испытателями» и критиками.