Полезное

 Темпус

Темпус – специальная программа Европейской комиссии, призванная содействовать проведению социальных и экономических реформ, развитию институционального сотрудничества и направлена на модернизацию систем высшего образования в странах Восточной Европы, Балтики и Азии, и приведение их в соответствие лучшим стандартам европейского образования.

Общая задача программы - содействие развитию сотрудничества в области высшего образования между Европейским Союзом и странами-партнерами в контексте реализации Лиссабонской стратегии и Болонского процесса.

Официальный сайт программы Темпус
Национальный офис TEMPUS в Российской Федерации

 Болонский процесс

Болонский процесс — процесс сближения и гармонизации систем образования стран Европы в рамках Болонского соглашения, с целью создания единого европейского пространства высшего образования.

Единое образовательное пространство должно позволить национальным системам образования европейских стран взять все лучшее, что есть у партнеров - за счет повышения мобильности студентов, преподавателей, управленческого персонала, укрепления связей и сотрудничества между вузами Европы и т.д.; в результате единая Европа приобретет большую привлекательность на мировом "образовательном рынке". Для обеспечения "гармонизации", в свою очередь, системы высшего образования должны стать "прозрачными", максимально сравнимыми, что может быть достигнуто за счет широкого распространения однотипных образовательных циклов (бакалавриат – магистратура – докторантура), введения единых или легко поддающихся пересчету систем образовательных кредитов (зачетных единиц), одинаковых форм фиксирования получаемых квалификаций, взаимной признаваемости академических квалификаций, развитых структур обеспечения качества подготовки специалистов и т.д.

В сентябре 2003 года на Берлинской конференции министров образования стран - участниц Болонского процесса Российская Федерация в лице министра образования РФ В.М. Филиппова поставила свою подпись под Болонской декларацией, тем самым обязавшись до 2010 года воплотить в жизнь основные принципы Болонского процесса. Это означает, что Россия перестает быть в изоляции и получает возможность влиять на решения, принимаемые участниками Болонского процесса (их вместе с другими присоединившимися странами теперь 47).


Официальный сайт Болонского процесса 2010-2012
Болонский процесс в России (сайт НФПК) (рус.)
Календарь событий, связанных с Болонским процессом
ECTS - Европейская система зачета кредитов
TUNING: Настройка образовательных структур
Проект TUNING-Russia: Настройка образовательных программ в российских вузах

Документы
Реализация Болонского процесса в странах проекта ТЕМПУС (2009/2010) (исследование ТЕМПУС)
Национальный отчет о реализации Болонского процесса в России (2007-2009) (англ. | рус.)
Руководство по использованию ECTS
Презентация проректора ТПУ проф. А.И. Чучалина «Болонский процесс – Высшая школа России – Томский политехнический университет» (рус.)
Дублинские дескрипторы

Вверх

 Европейская Структура Квалификаций (EQF)

Европейская Структура Квалификаций это межгосударственная система квалификационных профессиональных стандартов Европы, для организации и обеспечения стран Европейского Союза профессиональными образовательными программами, с последующим предоставлением лучших рабочих мест и возможностей карьерного роста сертифицированным специалистам, в любой из стран, входящих в Европейский Союз.

Европейская Структура Квалификаций смещает центр внимания от срока учебы и учебного заведения, где квалификация была получена, к непосредственно, качеству профессиональных знаний и возможностей их практического применения. Европейская Структура Квалификаций уже влияет на развитие Национальных Структур Квалификаций (NQF) во многих государствах, где NQF являются частью более широкого процесса национальных реформ. Большинство стран теперь развивает Национальные Структуры Квалификаций. Этот процесс позволяет сравнивать уровни квалификации персонала различных стран и различных систем образования.

Официальный сайт Европейской Структуры Квалификаций

Документы
Европейская Структура Квалификаций (Брошюра)
Болонский процесс: Европейские и национальные структуры квалификаций (Книга-приложение под ред. В.И. Байденко) (рус.)

Вверх

 EUR-ACE

Европейский знак качества EUR-ACE ® присуждается образовательным программам в области техники и технологий, удовлетворяющим требованиям Рамочных стандартов EUR-ACE.

Рамочные стандарты EUR-ACE разработаны на основе Дублинских Дескрипторов (Dublin Descriptors) и соответствуют Европейским Структурам квалификаций степеней (EQF-LLL and QF-EHEA), описывающим в общем виде требования к квалификациям специалистов с высшим образованием и академической степенью первого и второго уровней в Европе.

Стандарты EUR-ACE разрабатывались с 2004 по 2006 год профессиональными организациями ряда европейских стран (Германия, Франция, Великобритания, Ирландия, Италия и др.), а также России (Ассоциация инженерного образования России, АИОР). Проект реализовывался при поддержке Европейской комиссии и при участии авторитетных европейских структур (FEANI, Европейской ассоциации инженерного образования SEFI, Конференции ведущих технических университетов Европы CESAER и др.)

В результате проекта были сформулированы общие требования к оценке образовательных программ подготовки специалистов в области техники и технологий, опубликованные в документе «EUR-ACE Рамочные стандарты аккредитации инженерных программ» и создана Европейская сеть аккредитации инженерного образования ENAEE. В настоящее время членами ENAEE являются семь национальных аккредитационных агентств (полный перечень на сайте ENAEE). Данные агентства имеют право присвоения знака качества EUR-ACE® аккредитуемым ими программам на основании результатов национальной аккредитации. Таким образом, аккредитационные агентства-члены ENAEE взаимно признают эквивалентность результатов обучения выпускников инженерных образовательных программ, имеющих знак качества EUR-ACE®, и гарантируют соответствие их качества общеевропейскому стандарту.

Рамочные стандарты EUR-ACE сформулированы в терминах результатов обучения, которые содержат общие требования к компетенциям выпускников инженерных программ первого (бакалавр) и второго (магистр) циклов, необходимые для вхождения в инженерную деятельность.

Преимущества знака качества EUR-ACE:

  • внесение программы в общеевропейский регистр аккредитованных инженерных программ;
  • признание высокого качества программы на общеевропейском уровне;
  • завоевание и укрепление позиций на международном рынке образовательных услуг;
  • возможность получения профессионального звания EUR ING для выпускников программы.
Общеевропейская система гарантии качества EUR-ACE

Документы
Рамочные стандарты EUR-ACE (рус. | англ.)